Фиаско тоскано

30 Января 2013

Бутылка как часть истории и культуры Тосканы


«БЕЗУМНАЯ ТЕЛЕГА» С ТЫСЯЧЬЮ ФИАСОК ФИАСКАЙИ ФРЕСКА ГИРЛАНДАЙО «РОЖДЕНИЕ КРЕСТИТЕЛЯ» ПАМЯТНИК ФИАСКАЙЕ В МОНТЕЛУПО

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: flonthego.com, gonews.it, frammentiarte.it, smartarc.blogspot.it 

Фиаско тоскано (или фиаска) – пузатая винная бутылка в соломенной оплетке, известная любому туристу, путешествующему по Тоскане. Когда-то фиаски были ценными сосудами ручной работы, в которые разливали важные тосканские вина, однако массовая коммерция последнего столетия убила их престиж. В Тоскане пока нет смельчаков вернуть фиаскам их подлинное историческое предназначение, но хочется надеяться, что такие люди все-таки найдутся. Ведь фиаски – это истории от Боккаччо и Гирландайо, Галилея и Да Винчи, не говоря уже о мастерах-стеклодувах и мастерицах-фиаскайях, которые создавали эти сосуды на протяжении многих столетий.

Первые фиаски появились в Тоскане тогда, когда там начали выдувать стекло, то есть в XIII веке. Чтобы лучше защитить хрупкие бутылки, их стали «одевать» в солому. Обычно брали камыш, который рос вдоль местных озер и болот и был достаточно прочным для защиты бутылок. Тогда же фиаски стали популярными сосудами для вина. 

Джованни Боккаччо одним из первых оставил записи, что фиаски в его эпоху использовались для престижного вермильо (так раньше называли красные тосканские вина). Писатель упоминает о тосканских бутылях в нескольких литературных трудах, включая «Декамерон».

Говорящие строки о престижных винах в фиасках, как и о собственных винных интересах, мы находим у скульптора Микеланджело: «...я бы больше оценил две фиаски с вермильо, чем восемь рубашек», – писал он одному синьору.

Между тем Доменико Гирландайо увековечил фиаско на ренессанской фреске церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, а Галилео Галилей (он был отличным энологом) посвятил пузатой бутылке восторженные строки: «Посмотри на восхитительные фиаски пред тобой... Они полны отличного вина».

В эпоху Возрождения, когда жили эти мастера, фиаски выглядели не так, как сейчас. Их оплетали до самого горлышка и снабжали ручками. К тому же они были трех размеров: кварто (5,7 л), медзо кварто (2,28 л) и пикколо (1,4 л). Заметьте, что самый маленький пикколо почти соответствует размеру современного магнума!

В 1574 году фиаски были приведены к единому объему – 2,28 л, который должна была гарантировать публичная свинцовая печать на оплетке. Нечистые на руку дельцы, однако, нашли лазейку: они вынимали из опечатанной оплетки правильные бутылки и вставляли другие, меньшего объема.

В последующие века фиаски претерпели изменения. Верхнюю часть бутылки освободили от оплетки, чтобы на стекле можно было выжигать клеймо – флорентийскую лилию. Позднее узор оплетки стал вертикальным вместо горизонтального, а основание бутылки было укреплено соломенным «бубликом». Фиаски стало легче транспортировать, и к концу XIX века тосканские вина в этих бутылках широко экспортировались.

Все это время работа по оплетке фиасок была поручена женщинам. Фиаскайи работали по вечерам и часто по ночам, оплетая по 40-50 бутылок. Дважды в неделю молодые женщины привозили на тачках новые бутылки и материалы из стекольных мастерских. На стыке прошлых столетий работа фиаскай была источником важного дохода для семей, однако тяжелые условия труда нередко вынуждали женщин устраивать забастовки. 

В 1930-е годы, защищая свои интересы, тосканцы добились принятия закона, запрещавшего экспортировать пустые фиаски, чтобы в них не попадало вино сомнительного качества. Увы, но это все-таки случилось, причем у себя же дома. Особенно во второй половине XX века в них стали разливать самые дешевые вина, а оплетка для бутылок превратилась в пластиковую. За несколько десятилетий была перечеркнута важная история фиасок и тосканского вина, а с ней – утеряно уважение к многовековой традиции, которая являлась частью тосканской культуры.

Единственное, что сохранилось, – это carro matto, «безумная телега» с тысячей фиасок с вином. Ежегодно, в последнюю субботу сентября она проезжает по центру Флоренции, являясь частью старого тосканского ритуала благословения нового урожая. В остальное время года ее можно увидеть в Музее виноградарства и вина в Руфине.

Другое фиаско

Фраза «потерпеть фиаско» имеет отношение к бутылке, но все-таки ее история больше связана с театром. По крайней мере, вот что рассказывают итальянские театральные учебники. 

Знаменитый арлекин XVII века Доминик (Доменико Бьянколелли) начинал свои представления с импровизированного монолога о первом попавшемся ему в руки предмете. Однажды таким предметом оказалось фиаско. Арлекину никак не удавалось рассмешить публику: в своем провале он обвинил бутылку, за что и вдребезги ее разбил. Так появилась фраза fare fiasco – сделать фиаско, которая поначалу означала провалившееся театральное представление. Со временем это выражение приобрело более широкий смысл и стало обозначать любую большую неудачу.


Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~9Gj3y
  • Антонио Канова: Геба


    Богиня-виночерпий выдающегося венецианского скульптора