Музей вина в Торджано

13 Февраля 2017

Выдающаяся коллекция, представляющая самые разные стороны вина


МУЗЕЙ ВИНА

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: spaziovino.com

Вино – древний атрибут человеческой цивилизации. Историю вина можно раскрывать через множество плоскостей. Среди них – орудия производства и столовые предметы, сопредельные с вином профессии и индустрии, религиозные и социальные ритуалы и обычаи, даже художественное отражение вина в различных сферах искусства.

Действующие экспозиции по винной тематике в мире представлены очень широко. Они варьируются от исторических образцов сельхозтехники и семейных реликвий, как в Bodegas Lalanne в Сомонтано или Fattoria dei Barbi в Монтальчино, до впечатляющих музейных собраний, как El Museo de la Cultura del Vino Dinastía Vivanco в Риохе, от винных арт-коллекций (Museum of Wine in Art в Шато Мутон-Ротшильд) до аттракционов (Loisium в Австрии и WiMu в Бароло). В мире есть еще одно потрясающее место, где вино предстает в самых разных ипостасях. Это Museo del Vino в Торджано – крошечном итальянском городке в регионе Умбрия.

Музей на переломе эпох

Тихий средневековый Торджано мало похож на два соседних культурных центра – Перуджу и Ассизи, которые привлекают к себе полчища туристов. Но если вы интересуетесь вином, вам никак нельзя пропустить этот город.

В самом центре Торджано стоит добротно выстроенный каменный палаццо. Внешне этот дворец XVII века не слишком примечателен, однако внутри за его стенами разворачивается уникальное действие, уводящее к самым истокам винной истории. Музей вина в Торджано – это великолепная коллекция исторических артефактов и предметов искусства, которые делают вино удивительным объектом исследования и заставляют задуматься о его роли в жизни человеческих культур и цивилизаций.

Музей является частным, он работает под эгидой фонда Лунгаротти. Фамилия Лунгаротти прекрасно известна в винных кругах. В начале шестидесятых Джорджио Лунгаротти был зачинателем винодельческого переворота в Умбрии, перейдя от старых методов культивирования лоз и производства вина к современным системам виноградарства и виноделия. Благодаря его новаторскому труду вина хозяйства Cantine Lungarotti получили широкое международное признание.

С момента зарождения проекта и по нынешний день главным куратором винного музея остается Мария Грация Маркетти Лунгаротти, супруга уже ушедшего из жизни Джорджио Лунгаротти. Специализация на истории искусства и длительная работа в архивах стали фундаментом, на котором синьора Лунгаротти со временем построила одну из самых обширных коллекций, посвященных всего одному объекту – вину.

От древних греков и этрусков

В рамках этого материала невозможно остановиться на всех экспонатах, представленных в стенах музея, – их более трех тысяч. Простое перечисление предметов в каталоге занимает несколько десятков страниц. Коллекции музея уже посвящено несколько обширных трудов, включая превосходную книгу «Вино: между мифом и культурой» (издана фондом Лунгаротти, доступна на итальянском и английском языках).

Те, кто интересуется древним миром, придут в восторг от начальных залов экспозиции. Здесь есть археологические находки из Малой Азии и Кикладских островов, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры, но основная часть античной коллекции связана с более поздними предметами из культур греков, этрусков и римлян. Целая стена отведена древней виноторговле и распространению вина на Средиземноморье: формы амфор говорят о происхождении вина и вылеплены так, чтобы их можно было укладывать в ярусы. Календарь античных морских путешествий был очень плотным, поэтому трюмы кораблей загружались товаром по максимуму – винные амфоры наставлялись друг на друга в несколько рядов.

Из древнеримских экспонатов любопытны стеклянные бутылки, которые были выдуты около двух тысяч лет назад, а также фрагменты каменных корыт для прессования винограда, откуда сусло вытекало через специальные желоба, – эти конструкции широко использовались до XVIII столетия и почти дожили до наших дней: их можно было найти на итальянских винодельнях всего полвека назад.

Наибольшую значимость в античной коллекции имеют, пожалуй, предметы этрусков. Эта загадочная цивилизация, которая жила в конце дохристианской эры, переняла у древних греков многие традиции, связанные с вином. Этруски считали вино переходным символом между прошлой и новой жизнью – сцены винных банкетов вырезаны на погребальных урнах. Они пили вино с пожеланиями хорошей жизни, о чем свидетельствует и винный киликс аттийского мастера Фриноса, работавшего в Этрурии в VI веке до н.э.

«Фринос сделал эту чашу на счастье», – гласит текст на терракотово-черном киликсе, одной из главных жемчужин в коллекции музея. Фринос относится к малым мастерам того периода, а его работы представлены в Британском музее в Лондоне и Музее художественных искусств в Бостоне. С одной стороны чаша украшена изображением петуха, символа бога Аполлона, покровителя света и всего прекрасного, а с другой – изображением лебедя, симовола бога Зевса, который, среди прочего, считался хранителем дома и ритуалов.

Супружество лозы и дерева

В Средние века роль вина и виноделия особенно значима в религиозной и светской жизни. Виноградная лоза служила буквальным символом новой христианской жизни, помогая обращать в новую религию язычников и варваров. Винные мотивы и поныне украшают важные средневековые архитектурные монументы в Умбрии, такие как церковь Санто Стефано в Ассизи, собор Duomo в Орвието и дворец Palazzo dei Priori в Перудже.

Мария Грация Маркетти Лунгаротти собрала немало архивных документов и фотографий архитектурных памятников, подтверждающих важный статус виноделия в Умбрии в средневековую эпоху. Культивирование лоз распространялось прежде всего благодаря монахам-бенедиктинцам. По любопытному совпадению основатель этого монашеского ордена – Бенедикт Нурсийский – родом из Умбрии. Бенедиктинцам требовалось вино для религиозных обрядов и лекарственных препаратов, для повседневных трапез и праздничных застолий. Среди экспонатов музея есть копия контракта между монастырем в Губбио и крестьянином-издольщиком. Этот документ датируется 921 годом и предписывает крестьянину заниматься виноградарством.

О том, что виноделие было широко распространенной практикой в этих краях, свидетельствует и барельеф на средневековом фонтане в Перудже. Fontana Maggiore работы Николы и Джованни Пизано – возможно, самый красивый фонтан XIII века. Его нижний ярус – это календарь, где каждый месяц представлен определенными работами. Сентябрь служит временем для сбора урожая и получения вина.

Torgiano Museo del Vino 1

А как культивировали лозы в те времена? “Vites maxime gaudent arboribus, quia naturaliter in sublime procedunt” («Лозы больше всего радуются деревьям, ибо так естественно ввысь продвигаются», – перевод автора), – писал в первом веке Колумелла, древнеримский эксперт по сельскому хозяйству. Действительно, лозы очень часто сажали рядом с деревьями, чтобы виноградные побеги карабкались по стволу и ветвям. Такой способ ухода был известен как vita maritata, или супружеская жизнь. Чаще всего выбирали клен благодаря его сильной корневой системе и легкому формированию кроны.

Для нас, привыкших видеть на виноградниках подтянутые ряды шпалер, кажется шоком, что культивация лоз на деревьях, принятая в Древнем Риме, была нормальным явлением во многих частях Италии еще 30-40 лет назад. Процесс ухода за такими лозами запечатлен на фотографиях, снятых синьорой Лунгаротти.

Этот пример может лечь в основу притчи о хрупкости винодельческого мира, когда прогресс (в данном случае, к счастью, положительный) в течение десятка-другого лет может перечеркнуть тысячелетние устои. Впрочем, в этой же части музея представлена другая притча – «Паук и виноград» Леонардо да Винчи. История, переложенная на детский мультик, рассказывает, как паук, протянувший сеть для мошкары рядом с самой крупной и душистой виноградной гроздью, в конце концов угодил в корзину для урожая. «Так виноград оказался ловушкой для вероломного паука. Он хитро плел сети для других, а запутался в них сам и был раздавлен».

О виноделии и смежных ремеслах

В подвальном помещении, следуя логическому разделению комнат дворца на “высокие” (предназначенные для господ) и “низкие” (рабочие для прислуги), находятся орудия виноделия. Первым на себя обращает внимание внушительных размеров пресс Катона, названный в честь римского деятеля и мыслителя, который описал данный тип горизонтального балочного пресса еще в первом веке до нашей эры. Только представить, что этот гигант XVII века служил виноделам до 1973 года! В этом же зале находится вертикальный пресс Плиния, знаменитого римского натуралиста, чьи записи об этом типе устройства датируются первым веком нашей эры.

Здесь есть и ряд других винодельческих аппаратов и предметов, включая olla – древнеримский терракотовый сосуд, идентичный грузинскому квеври. Рядом фотография, показывающая, что две тысячи лет назад римляне закапывали олле в землю, повторяя практику хранения вина, изобретенную в Закавказье.

Между залами, представляющими виноделие и смежные ремесла, размещена небольшая экспозиция, посвященная vino santo, “святому вину”. От религиозных церемоний вино санто перешло в бытовое употребление: его пили на праздники и преподносили гостям. В Умбрии это сладкое вино обычно производилось из белых Москато, Грекетто и Пекорино, но в местечке Монтефалько, сегодня знаменитом сухим красным вином Sagrantino di Montefalco, до недавнего времени делали десертные красные вина из сорта Сагрантино (в русской православной церкви тоже используют красное вино – кагор).

Вино санто часто подавали вместе с анисовыми вафлями cialde, их делали из муки, яйца и сахара с небольшой добавкой того же сладкого вина. В музее есть комната, в которой находятся многочисленные экземпляры железных вафельниц с витиеватой чеканкой дисков. Перевернутые изображения на дисках оставляли правильные тиснения на вафлях. Самая старая вафельница датируется 1152 годом, ее выпечка предназначалась для церковного причащения, самая молодая – 1935 годом (или XIV годом по фашистскому календарю, как указано на диске), это дар города Модена диктарору Бенито Муссолини.

Несколько музейных комнат рассказывают о законах, регламентировавших сбор урожая, продажу и потребление вина; об истории виноделия и смежных ремесел в Торджано.

Винная керамика

В первых залах музея есть эклектичный набор винных сосудов, предназначенных для специальных событий и мест потребления, однако центральной коллекцией, безусловно, является обширнейшее собрание керамики. Этот выбор неслучаен, ибо Торджано находится всего в нескольких километрах от Губбио и Деруты – двух важнейших центров итальянской майолики (керамика из обожжённой глины с использованием расписной глазури). Экспонаты представлены по трем темам: вино в прямом предназначении напитка, вино как медицинское средство и вино в ассоциации с мифами и художественным миром.

Винные кувшины, фляжки и мерные сосуды в Средние века были своеобразным средством коммуникации. Художественные послания включали, среди прочих, геральдические эмблемы, религиозные истории, бытовые сцены и просто пожелания хорошей жизни. Винные сосуды нередко имели человеко- или животноподобные формы – от русалок до драконов, а некоторые из них, известные как “bevi se puoi” (пей, если можешь), еще и служили для розыгрышей.

Начиная с XIV-XV веков способы работы с майоликой усложнялись, появились такие техники, как zaffera (использование кобальта для получения темно-синего цвета) и lustro (техника глянца, не позволявшая при росписи ни единой неточности). Предметы мастеров Ренессанса и барокко в музее представляют особую ценность. Также в коллекции есть немало любовных чаш, пользовавшихся в старые времена хорошим спросом и приносивших мастерам немалый доход.

Впрочем, вино было не только напитком в обычном его значении. Оно имело широкое терапевтическое применение. Об этом свидетельствуют кувшины, бутыли, чаши и прочие предметы в зале «Вино как медицинское средство». Вино назначали в качестве лекарства, его также использовали для получения настоек и прочих препаратов – например, знаменитого противоядия teriacca, состоявшего из более 50 трав, змеиной плоти, вина и прочих ингредиентов, который готовили в присутствии монархов и правителей. С появлением печати медицинские тексты стали быстро распространяться: ряд таких антикварных трудов представлен рядом с керамическими сосудами. Начиная с XVI века не все тексты были признаны официальной медициной, и именно экспонаты, связанные с народным целительством, являются введением в тему вина и мифов.

Винная мифология неотделима от ее греческого покровителя Диониса (известного как Бахус в римской мифологии) – наибольшее количество работ в музее посвящено именно ему. Бог вина предстает в разных обликах. Вот один из самых изысканных экспонатов – тарелка мастера Джорджио Андреоли из Губбио, работавшего в XVI веке. Сюжет называется “Infantia de Bacho” (Детство Бахуса), он взят из работы Рафаэля. Совсем юный ребенок-бог держит гроздь спелого винограда и кормит разомлевшего сатира, в руке которого находится амфора с вином. Примерно в то же время в другой знаменитой мастерской во Флоренции появляется бюст молодого Бахуса, эту работу приписывают знаменитому мастеру Джироламо.

Лестница вверх ведет к современной коллекции художественных керамических экспонатов, где посетитель первым делом попадает под чары гигантской тарелки – маски зеленого Диониса Dionysos Eydendros (1983), созданной англичанином Джо Тилсоном. Здесь же представлены работы других представителей художественного мира, включая Жана Кокто и Нино Карузо.

Вино в рисунках, гравюрах и печати

Заключительные залы музея содержат рисунки, гравюры, экслибрисы и книги на винную тематику. Одних рисунков и гравюр здесь более шестисот, они охватывают период от Возрождения до наших дней. Из наиболее известных имен представлены ренессансный художник Андреа Мантенья, фламандский манерист Бартоломеус Спрангер, французский представитель классицизма Никола Пуссен, итальянский иллюстратор XIX века Бартоломео Пинелли и выдающийся художник современности Пабло Пикассо. Работа последнего – это гравюра «Вакханалия», в которой коррида неожиданно превращается в празднование жизни. Тореадор танцует и играет на флейте, а бык становится козой – узнаваемой аллегорией бога Диониса.

В небольшой комнате собрана неординарная коллекция экслибрисов. В середине восьмидесятых Museo del Vino проводил конкурсы для их художников и коллекционеров. Среди победителей первых двух мероприятий фигурирует несколько имен из бывшего Советского Союза.

И вот последний зал, в котором хранятся самые значимые литературные и научные книги о вине. В основном, это книжный антиквариат, который включает религиозные работы, изречения, альманахи, научные труды о виноградарстве и виноделии, книги о вине и гастрономии. От Гомера до Платона, от Полициано до Рабле, от Колумеллы до исследователей XX века – тема вина обсуждается вечно, покуда существует человеческая жизнь.

Адрес: Corso Vittorio Emanuele II, 31, Torgiano (PG), Умбрия



Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~DnWhP
  • «Венецианские междометия»


    Влад Васюхин о Венеции в стихах