Земли и будущее Brunello di Montalcino

29 Октября 2005

Что происходит в престижной винодельческой зоне Тосканы


ВИНОГРАДНИКИ МОНТАЛЬЧИНО

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: spaziovino.com

Со стороны может показаться, что виноделы Монтальчино живут без проблем. Их терруары – одни из лучших в Тоскане, а вина уже давно получили всемирное признание. Но все ли спокойно в этом престижном уголке Италии?

Полтора века истории

Хотя местное винопроизводство насчитывает несколько веков, правомерно сказать, что виноделам Монтальчино повезло относительно недавно. Исключительное вино, на котором держится современная репутация региона, появилось всего полтора столетия назад. Знаменитое Brunello di Montalcino родилось в середине XIX века в поместье Il Greppo у семейства Бионди Санти – благодаря особому клону Санджовезе Гроссо и длительной выдержке вина в бочках.

Brunello di Montalcino land and future 1

Дальше история брунелло разворачивалась по непростому сценарию. До 1950-х годов производство оставалось элитарным. Оно было сосредоточено в руках полдюжины богатых семейств Монтальчино: Бионди Санти, Коломбини, Костанти, Анджелини и других. В начале XX века они добились первой известности на международных салонах и выставках.

С 1930-х по 1950-е годы регион переживал мрачные времена: сперва виноградники были уничтожены филлоксерой, затем война окончательно подорвала экономику хозяйств. Некоторые состоятельные владельцы распродали свои имения и покинули Монтальчино. К началу 1960-х здесь насчитывалось не более десятка производителей.

Следующие 20 лет – это пора медленной, но верной эволюции. В 1966 году вина Brunello di Montalcino получили статус DOC (контролируемые по происхождению), а годом позже виноделы объединились в консорциум, защищавший интересы производителей и продвигавший вина на внутреннем и внешнем рынках.

С 1980 года началась эпоха настоящего процветания. Брунелло – первое итальянское вино, которому присвоили высшую категорию DOCG (контролируемое и гарантируемое по происхождению). Из тихого провинциального городка Монтальчино превратился в крупный центр винного туризма. Ежегодно его посещают около миллиона человек. Brunello di Montalcino стало символом великого виноделия Тосканы, Италии и мира.

Brunello di Montalcino land and future 2

Страсти по дубу

Бум брунелло в восьмидесятые годы был вызван интересом итальянских инвесторов к региону. «В то время виноградниками владели два-три семейства из высшего сословия, а также бывшие крестьяне, которые раньше обрабатывали земли, а затем стали собственниками. Когда сюда пришли спекулянты рынка, в основном итальянцы из других регионов, цены взлетели. Они вызвали большую неразбериху», – комментирует Раффаэлла Гуиди Федерцони из Fattoria dei Barbi, одного из старейших хозяйств.

Brunello di Montalcino land and future 3

Новая волна инвестиций, начатая итало-американцами Мариани-Мэй (Banfi) и продолженная многими известными именами, включая Антинори, Фрескобальди и Гайя, имела неоднозначные последствия. С одной стороны, инновации на винодельнях (улучшенная гигиена, чаны из нержавеющей стали, температурный контроль) позитивно сказались на качестве продукции. С другой – использование новых французских барриков для выдержки вина вызвало чуть ли не раскол среди производителей Монтальчино.

Поскольку исторически вина Брунелло производились с расчетом на длительное хранение, для винификации брали большие деревянные емкости botti объемом в несколько тысяч литров. Ботти изготавливали из восточноевропейского дуба. По закону Brunello di Montalcino выпускают на рынок через пять лет после сбора урожая. Применение мелких 225-литровых французских бочек давало слишком выраженные древесные и ванильные тона, затмевавшие характеристики самого винограда. Однако рыночный спрос на подобные вина привел к тому, что многие новые производители региона с легкостью отказались от традиционных практик. Так 10–15 лет назад в Монтальчино появились два лагеря – традиционалистов и модернистов.

«Вина Брунелло должны следовать традициям, – говорит Гуидо Орцалези, управляющий директор Altesino. – Иначе они превращаются в однотипно-международные». «Для Brunello di Montalcino мы предпочитаем словенский дуб. Он сообщает винам лакричные оттенки, тогда как французский – ванильные. Французские бочки отдают все ароматы в течение первого года. В словенских процесс протекает не так драматично, они более устойчивые», – такого мнения придерживаются в Fattoria dei Barbi.

В наши дни накал страстей поубавился. Постепенно виноделы приходят к взвешенному выбору винификационных емкостей. В целом, наблюдается возврат к большим словенским бочкам, чей объем составляет от 20 до 100 гектолитров. Иногда попадаются ботти из французского и даже австрийского дуба. Некоторые производители варьируют выдержку. Например, в Podere Brizio вина созревают и в 300-литровых бочках из французского дуба из Алье, и в традиционных ботти объемом 36 гектолитров. Обязательный срок пребывания вина в дереве недавно сократился с четырех до двух лет, но брунелло по-прежнему попадает на стол потребителей лишь на пятый год после урожая.

Расстановка сил

Скромное число производителей, с которых начался подъем брунелло в 1960-е годы, за полвека выросло до значительных размеров. Сейчас в Монтальчино зарегистрировано 240 хозяйств, чьи виноградники находятся в зоне Brunello di Montalcino.

Все же виноделие остается раздробленным. Количество предприятий, имеющих более 15 гектаров виноградников, составляет 10 процентов от общего числа хозяйств. Однако зачастую именно они имеют средства и возможности экспериментировать и выступать новаторами региона, а также быть «лицом» Монтальчино на международных рынках.

Историческое семейное предприятие Tenute Silvio Nardi, начинавшее в 1950-х годах, сейчас является седьмым по величине производителем региона. В 1992 году Эмилия Нарди начала исследования геологического состава почв на самом крупном винограднике Casale del Bosco. Годом позже на участке размером в 80 гектаров было определено 15 типов почв. Следующим шагом стала долговременная программа по пересадке виноградников, рассчитанная на 20 лет. «Это очень серьезный проект, поскольку мы должны выбирать подвои и клоны, соответствующие отдельным микрозонам», – заявляет Эмилия. Хозяйство тесно сотрудничает с университетами Бордо и Флоренции и первым внедрило тест, определяющий уровень экстракции полифенолов. Сейчас молодой энолог Tenute Silvio Nardi работает над диссертацией по изучению 20 клонов Санджовезе.

Brunello di Montalcino land and future 4

Altesino, которое уже давно признано одним из ведущих в регионе, занято полным обновлением хозяйства. Винодельческие угодья занимают 33 гектара, среди них – знаменитое крю Montosoli. В 2002 году Altesino приобрела Элизабетта Анджелини Ньюди. Ее первым шагом стали значительные инвестиции в виноградники и винодельню. «Благодаря улучшениям на виноградниках качество вин повысится на 15 процентов. Мы только что закончили реставрацию дворца XV века и теперь приступаем к строительству новой винодельни и погребов. Общий объем инвестиций составит 8-9 млн. евро», – рассказывает директор Гуидо Орцалези.

Более типичны для Монтальчино мелкие семейные предприятия, в распоряжении которых не больше пяти гектаров виноградников. Джузеппе и Джильола Горелли приобрели хозяйство Le Potazzine в 1993 году, после того как Джузеппе 15 лет проработал энологом консорциума. Le Potazzine принадлежит пять гектаров виноградников, разделенных на два отдельных участка. «На верхнем винограднике вина получаются очень элегантными и тонкими, а на нижнем – более структурированными», – замечает Горелли. При производстве брунелло он предпочитает смешивать урожаи, чтобы получать оптимальный баланс. Джузеппе Горелли не только создает первоклассные вина в Le Potazzine, но и консультирует пять хозяйств.

Марино Коллеони в Podere Sante Marie производит cвои вина исключительно артизанальным способом. Бывший компьютерщик, Коллеони всегда мечтал иметь виноградник в Монтальчино. Пятнадцать лет назад он купил небольшой участок земли и – по провидению – обнаружил на нем заброшенные лозы, когда-то входившие в реестр Брунелло ди Монтальчино. Это случилось в 1998 году, а два года спустя Марино Коллеони создал свое первое вино. Полтора гектара виноградника обрабатывают биологическими методами, а о страстной любви к делу говорит хотя бы тот факт, что в катастрофическом 2002 году Марино вместе с женой провели август и сентябрь, вручную счищая плесень с ягод. Podere Sante Marie, похоже, оказался единственным хозяйством, которое в 2002 году сделало резервное брунелло. «Я знаю практически каждую лозу», – обронил при разговоре Коллеони. Это ни у кого не вызывает сомнений, как и неординарное качество вин.

Север и юг

Очертания винодельческих границ Монтальчино напоминают квадрат, длина сторон которого равна 15 километрам. Геологические и климатические условия, однако, не столь прямолинейны. Холмы и равнины, глина и известняк, северная и южная экспозиции виноградников, разный микроклимат оказывают свое влияние на качество вин. Консорциум выделяет 24 микрозоны производства, но их часто обобщают до 4-5.

Самые высокие холмы пересекают регион с северо-запада на юго-восток по диагонали. Почти в центре возвышается Монтальчино. Классические виноградники плотным полукольцом опоясывают город с северной и восточной сторон. Они лежат на почвах galestro – легко крошащихся камнях из известняка, глины и песка. Здесь Tenuta Greppone Mazzi занимает исторические угодья по соседству с Biondi Santi. «Мы стремимся отражать характеристики нашей земли, – говорит PR-директор Лена Петерсен. – Виноградники расположены на высоте 350–450 метров над уровнем моря, и урожай созревает на две недели позже, чем в других местах. Вина отличаются меньшим содержанием алкоголя, повышенной кислотностью и мягкими танинами. Почвы довольно каменистые, в них мало глины. Они обеспечивают хороший дренаж и замедляют вегетативный рост».

На северной границе региона тоже прохладно, но холмы более покатые, а земля состоит из глины и песка. Вина имеют тонкие ароматы и элегантную структуру. В этой части Монтальчино хозяйство Casanova di Neri имеет два виноградника – Fiesole и Poderuccio, урожай которых используют для производства брунелло. «На этой территории вина никогда не будут мощными», – замечает управляющий директор Пьер Луиджи Бонари.

Юго-западные склоны Монтальчино покрыты лесами, и винодельческие хозяйства более разбросанны. Почвы зачастую состоят из галестро, но южная экспозиция означает, что вина получаются экспрессивнее. Впрочем, это не мешает Джанфранко Солдере в Case Basse создавать изящные, аристократичные брунелло, обладающие удивительной внутренней силой.

Brunello di Montalcino land and future 5

Наконец, виноградники на южных границах в основном расположены на равнинной местности, богатой известняком и глиной. В сочетании с теплым средиземноморским климатом они рождают мощные и насыщенные вина, которые могут показаться более приветливыми по сравнению со сдержанными образцами севера. «Мы стремимся к тому, чтобы наши вина сохраняли структуру, фруктовую доминанту и цвет, характерные для этого места», – подчеркивает Джузеппе Сести, владеющий Castello di Argiano.

Если это не DOCG

В то время как брунелло с общим объемом производства в 6 млн. бутылок остается главным флагманом Монтальчино, в регионе выпускают еще несколько вин, достойных внимания.

Rosso di Montalcino часто называют младшим братом брунелло – его выпускают из того же сорта винограда, но укорачивают выдержку до одного года. Здесь у виноделов больше свободы. Они могут выбирать разные типы емкостей – будь то чаны из нержавеющей стали или деревянные бочки. Молодые вина обычно имеют больше фруктовых тонов и меньше концентрации по сравнению с брунелло. Все же россо вполне оправдывают себя как класс вин, предлагающих качество по умеренным ценам, – этакий вводный курс в мир брунелло. «Россо – это не брунелло второго сорта, – поясняет Маурицио Грассо, управляющий директор Casanuova delle Cerbaie. – Они не должны быть перегружены танинами. Их следует пить молодыми».

Серджио Росси из La Gerla нашел свой компромисс между россо и брунелло. С 1988 года он выпускает вино Birba категории IGT из стопроцентного Санджовезе Гроссо. Вина проводят 13 месяцев во французских барриках, на треть новых, а затем отдыхают восемь месяцев в бутылках.

При создании вин, выходящих за рамки DOCG Brunello di Montalcino, виноделы вольны решать, какая этикетка будет на бутылках – «супертосканская» IGT или DOC Sant’Antimo. Новая зона производства Sant’Antimo, утвержденная в 1996 году, разрешает использовать международные сорта винограда, но пока еще плохо известна на экспортных рынках. Некоторые производители уже переключились на новый DOC, маркируя им свои топовые вина, – как Casanova di Neri с блестящей интерпретацией Каберне Совиньона в PietradOnice. Другие по-прежнему придерживаются статуса IGT, но выпускают не менее интересные вина, например Casanuova delle Cerbaie Cerbaione (Санджовезе/Мерло), Roberto Bellini Pupa Pepu (Мерло/Каберне Совиньон), Ciacci Piccolomini d’Aragona Fabius (Сира).

В Монтальчино есть еще одно вино, которое можно отнести к разряду раритетных, – это белое сладкое Moscadello. В XVII веке его слава гремела по всей Италии, но теперь общий объем в 50 тыс. бутылок производит всего десяток хозяйств. Тициано Кьяччи создает в хозяйстве Mocali весьма привлекательные москаделло позднего сбора, отличающиеся яркими цитрусовыми тонами и медово-пряным послевкусием.

Брунелло будущего

Стремительное развитие зоны Brunello di Montalcino в 1970–90-е годы привело к тому, что в ближайшее время здесь не стоит ожидать количественного расширения посадок. «Территория Брунелло сейчас – закрытая книга», – символически заметил управляющий директор Casanuova delle Cerbaie Маурицио Грассо.

Важно то, что в регионе чувствуется дух всеобщего обновления. О нем свидетельствуют как посадки более качественных клонов Санджовезе в мелких хозяйствах, так и запуск грандиозных проектов у состоятельных производителей. Многообещающе выглядят чертежи винодельни будущего в Casanuova delle Cerbaie – там даже предусмотрено использование энергии солнца. В этом году первый урожай приняло ультрасовременное винодельческое предприятие Casanova di Neri, которое проектировалось вместе с владельцем-виноделом Джакомо Нери.

Brunello di Montalcino land and future 6

Нисколько не умаляя значимости технических инноваций, все же более отрадно говорить о новой философии производителей на виноградниках. Многие из них начинают разговор о вине с того, что происходит на их землях. Изучение почв, выбор подходящих сортов, клоновая селекция – эти слова часто звучат из уст производителей всех рангов. В продвинутых хозяйствах вино градниками могут управлять по особым правилам. В Case Basse, к примеру, их рассматривают частью сложной экосистемы, в Sesti в расчет принимают влияние луны, а в Corte Pavone процесс виноградарства и виноделия построен на биодинамических принципах.

Новые подходы достигают кульминации на виноградниках-крю, о которых мы будем слышать все больше. Виноделы с особой тщательностью ухаживают за лучшими участками своей земли и создают брунелло исключительного качества. Среди них Casanova di Neri Cerretalto, Mocali Vigna delle Raunate, Silvio Nardi Manachiara, Altesino Montosoli, Ciacci Piccolomini d’Aragona Vigna di Pianrosso.

«Земли и будущее» – таков девиз семьи и хозяйства Silvio Nardi. Пожалуй, эта емкая фраза, в которой заключены главные ценности Монтальчино, как нельзя лучше передает дух региона. Великолепные вина, достойные традиции, уникальные земли, динамичные виноделы – брунелло стоит на прочном фундаменте, гарантирующем его настоящее и будущее.


Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~JivaU
  • Винтажи Кьянти Классико


    Качество урожаев в тосканской зоне Кьянти Классико