Микеланджело Черквоцци: Вакханка
10 Октября 2016Аллегория осени ведущего художника барокко
ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ
Текст: Элеонора Скоулз
Фото: mostraarteevino.it
В апреле 2016 года в Дублине на аукционе была продана «Вакханка с виноградом», приписываемая Микеланджело Черквоцци. Картина с задорной женщиной в обрамлении пышного венка из фруктов оценивалась в €10,000-15,000. За сколько и кому она ушла с молотка неизвестно. Если эта картина ненадолго всплыла из одной частной коллекции, чтобы исчезнуть в другой, то еще один подобный холст Черквоцци выставлен на всеобщее обозрение. «Вакханка» — уже давящая виноград — находится в Риме, в одной из художественных галерей.
Микеланджело Черквоцци, видный художник Рима первой половины XVII века, нечасто обращался к мифологическим темам. Он рисовал сражения, натюрморты и жанровые сцены. «Вакханка» — одна из немногих его картин, вдохновленных античными легендами.
Работа полностью называется «Вакханка, выжимающая виноградную гроздь, или Аллегория осени». Это во многом объясняет, почему Черквоцци обратился к мифологии. Художник творил в эпоху барокко — стиля, виртуозно объединявшего реалии и аллегории.
Вот и «Вакханка» дает нам реалистичный портрет женщины, но в иносказательном контексте. Эта женщина могла бы быть героиней жанровой сцены, как у Караваджо или Рубенса. Вся разница в атрибутах.
Главные детали картины связаны с виноградом. Виноград, с одной стороны, подчеркивает, кем является женщина, а с другой — преподносится традиционным символом осени. Волосы вакханки укращены венком из виноградных листьев, в руках она держит большую гроздь черного винограда, срезанную прямо с веткой.
Вакханка выжимает сок из винограда. Сладкое сусло стекает по ягодам в широкую миску, которую женщина держит в другой руке. Художник направил на виноград и миску больше света, чтобы подчеркнуть их значимость.
И еще одна немаловажная деталь. Внимательно присмотревшись к виноградной ветви, мы видим, что она как бы является продолжением женской груди. Мышцы груди натянуты, напоминая то, как сцеживают молоко. «Виноградное молоко», вино, питающее жизнь, — еще одна метафора, удачно найденная Черквоцци.
Где увидеть оригинал: Рим, Galleria Megna
О художнике
Микеланджело Черквоцци (Michelangelo Cerquozzi, 1602-1660) – видный итальянский художник эпохи барокко. Родился в Риме в купеческой семье, прожил в Вечном городе всю жизнь. В 12-летнем возрасте стал подмастерьем в студии Джузеппе Чезаре, у которого учился Караваджо. Позднее окончил Академию святого Луки. Черквоцци обращался к широкому кругу тем: он рисовал жанровые, религиозные, мифологические картины и натюрморты. За любовь к военным сценам был прозван Микеланджело делле Батталье (Микеланджело Сражений).
ПО ТЕМЕ:
Новости 50 ПРЕКРАСНЫХ ПОНЕДЕЛЬНИКОВ
Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~dvVcu
-
Роберто Бомпиани: Паразит
Древнеримское застолье на картине конца XIX века
-
Леонардо да Винчи: Тайная вечеря
Знаменитая библейская сцена в шедевре Леонардо
-
Алессандро Маньяско: Столовая верующих братьев-францисканцев
Монахи на банкете в работе известного художника-генуэзца XVIII века
-
Гвидо Рени: Пьющий Бахус
Маленький Бахус, пьющий и писающий, на картине XVII века
-
Себастьяно Риччи: Вакханка и сатиры
Барочный гимн красоте и вину
- Все материалы "Культура"