Джамбаттиста Тьеполо: Пир Клеопатры

28 Ноября 2016

Знаменитый эпизод античности от выдающегося венецианца XVIII века


ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: wikipedia.org


Из Венеции через Россию в Австралию, с остановками по пути. Непостижимым образом сложилась судьба огромного, три с половиной на два с половиной метра холста, написанного Тьеполо у себя дома. Неожиданным был и сам факт рождения картины по античному сюжету, ведь до этого венецианский мастер занимался религиозными сценами. Есть и третий сюрприз. Нити обеих историй ведут к одному человеку. Именно он подтолкнул художника расширить творчество, а затем был первым в цепочке, вызвавшей удивительные перемещения картины по миру.

Эта история началась в 1740-е годы, когда Джамбаттиста Тьеполо уже был признанным художником. В Венецию приехал граф Франческо Альгаротти – человек блестящего ума, знаток искусства, один из ключевых персонажей европейской светской жизни. Тьеполо и Альгаротти стали близкими друзьями. Тьеполо, получивший простое образование, благодаря графу намного расширил свои культурные горизонты. Художник заинтересовался античностью, и эта тема приблизила его к классическим вкусам высшего общества того времени.

Альгаротти, между тем, находился в Венеции с миссией. Он покупал картины для наместника Саксонии и короля Польши Августа III. Увидев в студии Тьеполо незаконченную картину «Пир Клеопатры», заказанную другим клиентом, граф убедил художника продать ее в Дрезден. Двадцать лет спустя Август умер, его коллекция была выставлена на аукцион. «Пир Клеопатры», вместе с рядом других важных полотен, приобрела императрица Екатерина Великая для пополнения коллекции Эрмитажа. Так картина оказалась в России, где могла бы поныне украшать музейную экспозицию, если бы не трагический поворот событий.

В 1917 году произошла Октябрьская революция. Большевики, покончившие с Российской империей, были готовы распрощаться и с ее культурными сокровищами. В конце двадцатых - начале тридцатых годов тысячи картин, включая шедевры старых мастеров, были обменяны на твердую валюту и вывезены в Европу, где разошлись по арт-дилерам и частным коллекционерам. Уже из Лондона «Пир Клеопатры» был продан на аукционе Национальной галерее Виктории в Мельбурне. Картина проделала долгий путь по океану, прибыв в Австралию в 1933 году. Так огромный холст Тьеополо оказался по другую сторону земного шара, а австралийский музей получил один из самых драгоценных экспонатов.

Судьба картины полна драмы, но даже она уступает грандиозной интриге, которую предлагает само полотно. Тьеполо обратился к истории любви римского консула Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. Однажды Клеопатра вызвала Марка Антония на спор. Она пообещала устроить банкет, который бы превзошел роскошные римские пиры Марка Антония.

Giambattista Tiepolo Il Banchetto di Cleopatra 1

Картина Тьеполо показывает кульминацию спора. Сняв серьгу с бесценной крупной жемчужиной, Клеопатра бросает ее в бокал с уксусом. Жемчужина растворяется, Клеопатра выпивает бокал до дна, и Марк Антоний проигрывает спор.

Этот эпизод, описанный Плинием Старшим в «Естественной истории», до сих пор вызывает вопросы. Не все согласны, что в бокал был налит уксус: слабый вряд ли бы растворил жемчужину, а крепкий был бы слишком токсичен для царского питья. Возможно, жемчужина была поддельной, сделанной из материала, легко растворявшегося в жидкости. В таком случае более подобающим напитком в бокале для Клеопатры было бы вино.

Так или иначе, Тьеполо изобразил на столе высокий конусообразный винный бокал, каким они были в его время, и слугу, держащего на подносе изысканный металлический графин – будь то с вином или уксусом. Что точно не вызывает сомнений, так это предназначение огромного кувшина на полу. Он напоминает античные винные чаши, и может содержать только вино.

Здесь можно было бы поставить точку, но на самом деле история Тьеполо, Клеопатры и России имеет продолжение. Позднее художник нарисовал еще две версии «Пира» – одну в виде фрески в венецианском дворце Palazzo Labia, а вторую – на холсте. Последний оказался в руках русского князя Юсупова. В 1810 году Юсупов привез его, вместе с другими работами Тьеполо, в Архангельское. В середине XIX века потомки князя перевезли коллекцию в Санкт-Петербург, но ее вернули назад при Советской власти. Этот «Пир Клеопатры» до сих пор находится в зале Тьеополо музея-усадьбы Архангельское.

Giambattista Tiepolo Il Banchetto di Cleopatra 2

Где увидеть оригинал: Австралия, Мельбурн, The National Gallery of Victoria

О художнике
Джамбаттиста Тьеполо (Giambattista Tiepolo, 1696-1770) – самый видный представитель венецианской школы живописи XVIII века, один из лучших европейских художников-декораторов того периода. Уроженец Венеции, Тьеполо при жизни получил высокое признание как мастер светлого, воздушного, элегантного стиля рококо. Работал на севере Италии, в Германии, где расписал резиденцию князей-архиепископов Вюрцбурга, и, наконец, в при королевском дворе Мадрида. Творчество Тьеполо было очень продуктивным: после себя мастер оставил многочисленные картины, фрески, гравюры.



ПО ТЕМЕ:
Новости 50 ПРЕКРАСНЫХ ПОНЕДЕЛЬНИКОВ


Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~SFodC
  • Гаэтано Манфредини: Урожай


    Миланская скульптура середины XIX века