Джован Баттиста Руопполо: Натюрморт с виноградом

8 Августа 2016

Натюрморт от ведущего художника этого жанра в XVII веке


ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: mostraarteevino.it


Неаполь XVII века был процветавшим центром барокко. В неаполитанской художественной школе того времени хорошо известен Джован Баттиста Руопполо, мастер натюрмортов. Руопполо был учеником прославленного Паоло Порпоры. Чтобы отличиться от учителя, любившего рисовать цветы, Джован Баттиста Руопполо выбрал главным предметом своего внимания виноград. Одна из самых монументальных работ художника так и называется – Natura morta con uva, или натюрморт с виноградом.

Giovan Battista Ruoppolo Natura Morta Con Uva

Натюрморт с виноградом – это картина большого фруктового изобилия. Руопполо собрал фрукты из разных сезонов, как это было принято изображать на натюрмортах XVII века. Из перевернутой дорогой чаши рассыпаны летние фрукты – персики, вишня и инжир. О лете также напоминает арбуз, помещенный справа в тени. Груши и лимоны – вестники осени. Триумфальным объединителем двух сезонов является виноград.

Ягоды Бахуса занимают на картине очень много места. Они свисают с лоз, что оплетают стволы деревьев. Они собраны в корзину рядом с рассыпанной горой фруктов. Нельзя не заметить то, что художник изобразил разные сорта. Не просто белый и черный виноград, а несколько сортов того и другого. Ягоды отличаются по форме и по цвету: одни круглые, другие продолговатые, одни светло-лиловые, другие темно-синие. Картина еще раз подтверждает, насколько тщательно Джован Баттиста Руопполо изучал виноград как художественный объект.

Особенно привлекательна корзина. В ней аккуратно уложены виноградные грозди разных цветов, создавая красивый хроматический спектр. Между тем грозди на лозах противопоставлены листьям, тронутым первым осенним золотом.

В нижнем правом углу зрителя поджидает сюрприз. Здесь изображена обезьянка. Ее не так просто заметить, поскольку изображение почти сливается с темным фоном. Обезьянка ест спелый виноград, срывая его с грозди на лозе. С эпохи Возрождения и до 1700-х годов итальянских художников нередко называли божьими обезьянами, причем в положительном смысле. Художник, как обезьяна, имитирует то, что видит. Может быть, Джован Баттиста Руопполо таким образом символически представил себя и виноград.

Где увидеть оригинал: Лондон, галерея Cesare Lampronti

О художнике
Джован Баттиста Руопполо (Giovan Battista Ruoppolo, 1629-1693) – ведущий художник эпохи барокко, работавший в жанре натюрморта. Жил и работал в Неаполе. Учителем Руопполо был художник Паоло Порпора, который был известен цветочными композициями. Ученик поднялся до уровня учителя, если не превзошел его. Отличительная черта натюрмортов Руопполо – темный фон, создающий драматический контраст с центральным изображением. В этом отношении натюрморты Руопполо перекликаются с подобными работами Караваджо.



ПО ТЕМЕ:
Новости 50 ПРЕКРАСНЫХ ПОНЕДЕЛЬНИКОВ


Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~ap7Hl
  • Фортунато Деперо: Ритуалы и красоты остерии


    Символичность винного пития на картине знаменитого художника-футуриста