Рафаэль: Мадонна с щегленком

30 Мая 2016

Тайный символизм из мира вина на картине мастера Ренессанса


ДЕТАЛЬ КАРТИНЫ

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: wikipedia.org


В 1504 году Рафаэль перебрался из Умбрии во Флоренцию, где он прожил пять лет и утвердился как выдающийся художник. Флорентийский период Рафаэля – это прежде всего период мадонн. Художник посвятил им около двадцати картин. «Мадонна с щегленком» (Madonna del Cardellino) – одно из лучших произведений, созданных мастером в это время. Невероятно, что идиллическая картина Марии с младенцами имеет отношение к вину.

Заказчиком «Мадонны с щегленком» (1506) был богатый флорентийский купец Лоренцо Нази. Поводом для заказа стала его свадьба на не менее состоятельной флорентийке Сандре Каниджани. Спустя сорок лет их дом обрушился, а картина на доске раскололась на 17 фрагментов. Куски были собраны и отданы неизвестному реставратору. Столетием спустя картина вошла в коллекцию кардинала Медичи, а затем перешла в собрание галереи Уффици.

Raffaelle Madonna del Cardellino

Сюжет «Мадонны с щегленком» перекликается с сюжетами многих других подобных картин Рафаэля. На лоне природы изображены Мадонна, младенцы Иисус Христос и Иоанн Креститель. Мадонна сидит на камне. В одной руке у нее открытая книга, но она не читает. Мадонна смотрит на младенца, поддерживая его другой рукой. В это время младенцы играют с щегленком. Слева – Иоанн Креститель, у него птенец. Справа, прислонившись к ногам матери, стоит Христос, он протягивает руку к щегленку.

Иисус изображен нагим. Иоанн – в накидке, к его поясу прикреплена плошка. Она напоминает тастевен, или винную чашу сомелье. Что бы это значило?

Дело в том, что картина полна символов. Щегленок, давший название работе, означает страсти Христовы. По преданию щегол пытался вытащий терний, впившийся в голову Христа. Кровь пролилась на птицу, и с тех пор в одеянии щеглов есть красное пятно.

Между тем по художественной традиции эпохи Иоанна Предтечу часто изображали как Бахуса или с атрибутами винного бога. Бахус, рожденный от бога и смертной, был последним, принятым на Олимпе. Иоанн Креститель, как и Бахус, связывает два мира – богов и людей. Через вино Бахус дает опьянение, но и несет радость. Он позволяет освободиться от бремени печали и открыть истину в прямом контакте с трансцендентным (In vino veritas). Иоанн крестит Христа в воде и позволяет миру узнать истину через Христа. Таким образом, подспудные винные символы имеют глубокое христианское значение.

Стоит упомянуть еще одну винную историю, касающуюся творчества Рафаэля. Она связана с картиной «Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola). Работа выполнена на круглой доске. В XIX веке в эпоху романтизма начали рассказывать, что чувственная девушка на картине – это дочь крестьянина-винодела. Сама же сама картина была написана на крышке винной бочки. Таким образом, работу деклассифицировали из духовной в жанровую. К разочарованию любителей вина эта теория не больше, чем историческая выдумка, она не имеет под собой оснований.

Raffaelle Madonna della Seggiola

Где увидеть оригинал: Флоренция, Galleria degli Uffizi

О художнике
Рафаэль Санти (Raffaello Sanzio, 1483-1520), или Рафаэль, входит в число великих мастеров эпохи Возрождения. Его родным городом был Урбино – один из первых очагов Ренессанса. Рафаэль учился в мастерской отца, затем у Перуджино. Самостоятельную карьеру он начал в Умбрии, потом перебрался в Тоскану – сначала в Сиену, затем во Флоренцию. Слава достигла апогея в Риме, где Рафаэль был официальным художником и архитектором папского двора. В Риме он работал в последний период жизни. Главным наследием Рафаэля-художника являются росписи в резиденции Папы римского Джулио II и флорентийские мадонны. Рафаэль был одним из архитекторов собора Святого Петра в Ватикане, а также спроектировал несколько римских дворцов.



ПО ТЕМЕ:
Новости 50 ПРЕКРАСНЫХ ПОНЕДЕЛЬНИКОВ


Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~Rcbvc
  • Микеле де Наполи: Натюрморт


    Бутылки с вином и крепким алкоголем в южноитальянском натюрморте XIX века