Бассано: Христос в доме Марфы, Марии и Лазаря

12 Декабря 2016

Венецианский маньеризм, соединивший религию и быт


ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: mfah.org


Картина «Христос в доме Марфы, Марии и Лазаря» имеет двойное авторство. Оба художника носят фамилию Бассано и да, они ближайшие родственники — отец и сын. Вообще Бассано — редкий пример династии, где художественные таланты долгое время передавались из поколения в поколение. Мастера Бассано творили на венецианской земле более полутора столетий, пока род не угас в середине XVII века. Когда попадается работа Бассано, то первый вопрос, который следует задать, — кого именно?

Здесь мы имеем дело с Якопо Бассано и его сыном Франческо. Картина подписана обоими художниками, так что в авторстве нет сомнений. Якопо известен как наиболее выдающийся художник семейной династии. Некоторые искусствоведы ставят его в один ряд с такими венецианскими мастерами, как Тициан, Тинторетто, Веронезе. В 1560-1570-е годы Бассано, продолжая рисовать монументальные работы, перешел на картины среднего формата. Для них он использовал новый жанр. Религиозные сцены были помещены в бытовую обстановку, что делало их более реалистичными, приближенными к настоящей жизни.

Картины пользовались огромной популярностью. Якопо тиражировал такое искусство на рынке, призвав в помощь Франческо — самого талантливого из сыновей. Бассано создавали многочисленные реплики одной и той же сцены, их могло быть до 50 копий! Такие работы отец и сын подписывали вместе.

«Христос в доме Марфы, Марии и Лазаря» — один из этих примеров. Ниже приведено изображение холста, хранящегося в музее Хьюстона, но нам известно еще об одной копии, которая находится во Флоренции в Палаццо Питти.

Bassano Cristo in casa di Marta Maria e Lazzaro

Библейский сюжет изображен, как сцена из повседневной жизни. Иисус с учениками входят в дом Лазаря. Их встречают Марфа и Мария, сестры Лазаря. Марфа преклонилась перед святыми гостями, а Мария приглашает их в дом. Между тем Лазарь сидит за столом, помогая с приготовлением трапезы.

Кухонная сцена настолько реалистична, что кажется живой. Художник обратил внимание на мельчайшие детали быта, от корзин с провиантом до кухонных полок и домашних животных.

Особый интерес представляет стол, накрытый белой скатертью. За ним скоро соберутся на трапезу. Пока же сидит только хозяин, он режет колбасу на досточке. Тут же на столе стоит тонкий стеклянный графин, наполненный белым вином, а рядом с ним — толстый глиняный кувшин для воды. Среди других предметов мы видим широкую стеклянную чашу, наполненную вином, краюху хлеба и гроздь черного винограда. Хлеб, вино и виноград
— это еще и христианские символы, которые здесь представлены в обычной бытовой обстановке.

Где увидеть оригинал: США, Хьюстон, The Museum of Fine Arts

О художниках
Якопо даль Понте, или Бассано (Jacopo dal Ponte, Bassano, ок. 1510-1592), и Франческо даль Понте, или Бассано (Francesco dal Ponte, Bassano, 1549-1592) – отец и сын, художники венецианской школы. Якопо Бассано входит в плеяду лучших мастеров Венеции XVI века. Он прославился натурализмом деталей, элегантной хореографией фигур, ночными сценами и изображениями библейских историй в быту. Франческо Бассано, самый одаренный из трех сыновей-художников, начал карьеру в мастерской отца под Венецией, затем перебрался в Серениссиму, где работал над историческими полотнами в Палаццо Дукале.



ПО ТЕМЕ:
Новости 50 ПРЕКРАСНЫХ ПОНЕДЕЛЬНИКОВ


Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~sw6it
  • Джакомо Черути: Разливщики вина


    Винная сцена кисти североитальянского художника XVIII века