Бартоломео Пинелли: Сборщики урожая

19 Сентября 2016

Акварель XIX века римского художника


ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: Museo di Roma


Каким было виноделие в прошлом? О нем можно узнать из разных источников, причем необязательно таких, что имеют прямое отношение к процессу производства вина. Возьмем изобразительное искусство. Есть немало картин, которые служат прекрасными наглядными пособиями по историческому виноделию. Так, у Джакомо Черути в «Разливщиках вина» можно получить представление о том, какими были винные бочки на севере Италии в первой половине XVIII века. Бартоломео Пинелли оставил нам художественные свидетельства того, какими были винные прессы и винодельческие практики в Риме двести лет назад.

Bartolomeo Pinelli Vendemmiatori

Полное название картины Бартоломео Пинелли – «Сборщики, несущие виноград на давильню». Это сцена крестьянских работ во время сбора урожая. Место действия – где-то в окрестностях Рима. Художник больше всего любил рисовать сюжеты о жизни римлян, и эта его акварель не исключение.

Следует помнить, что виноделие в Риме всегда было значимым. Город полагался на свое вино с античных времен. Вплоть до конца XIX века существовало понятие vino romanesco, которое производилось в радиусе семи миль от Капитолийского холма. Также много вина выпускали под Римом в феодальных замках. Любопытно, что в эпоху Бартоломео Пинелли местное виноделие настолько расширилось, что случился кризис перепроизводства. В 1831 году, или всего через год после того, как Пинелли нарисовал «Сборщиков урожая», в Риме был запрещен ввоз ординарного вина из других регионов. Указ был направлен на то, чтобы помочь сбыту вин, накопившихся в римских хозяйствах.

Акварель Пинелли показывает сборщиков урожая в действии. Они приносят виноград на винодельню, где его тут же превращают в сусло. Сборщики с полными корзинами ждут своей очереди. Тем временем носильщик поднимает виноград по лестнице, водрузив тяжелую корзину на голову.

Здесь нет пресса как такового. Есть специальный человек, который давит виноград ногами, следуя практике, дошедшей с древнеримских времен. Любопытно, что это происходит не в каменном чане, а в переносной деревянной лохани пирамидальной формы, установленной на большую бочку. Такая незамысловатая конструкция позволяет использовать силу тяжести. Сусло льется прямо в бродильный чан, не требуя дополнительного перекачивания. Это весьма актуально и на современных винодельнях!

Из других деталей отметим плетеные корзины без ручек для сбора урожая и деревенский пейзаж за окном на заднем плане. Еще Бартоломео Пинелли не упустил возможности показать, как одевались римские крестьяне. Художник рисовал целые коллекции того, что носили в Италии, так что одежда сборщиков также исторически достоверна.

Где увидеть оригинал: Рим, Museo di Roma

О художнике
Бартоломео Пинелли (Bartolomeo Pinelli, 1781-1835) – итальянский художник, гравер и керамист. Родился в Риме. Поначалу учился у отца, который был скульптором-модельером. Формальное художественное образование получил в академиях Болоньи, куда семья переехала на несколько лет, и Рима, куда Пинелли вернулись в 1799 году. Бартоломео Пинелли оказался очень плодовитым мастером. За свою жизнь он создал около четырех тысяч гравюр и десяти тысяч рисунков. Его работы посвящены костюмам народов Италии, литературным шедеврам от Вергилия до Манцони, историческим персонажам, но самой любимой темой был Рим, где мастер прожил до конца жизни.



ПО ТЕМЕ:
Новости 50 ПРЕКРАСНЫХ ПОНЕДЕЛЬНИКОВ


Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~cT0h7
  • Джотто: Брак в Кане


    Сцена из шедеврального цикла фресок XIV века