Флагманские вина Frescobaldi

13 Мая 2020

Дегустация текущих релизов с Ламберто Фрескобальди


ВИНА FRESCOBALDI

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: spaziovino.com

Дом Фрескобальди, чье историческое виноделие связано с поместьями Nipozzano и Pomino, в последние десятилетия сильно расширил границы своего присутствия в Тоскане. В середине семидесятых было приобретено CastelGiocondo в Монтальчино, в конце девяностых – земли в Маремме, давшие жизнь Tenuta Ammiraglia. Последняя престижная покупка – Tenuta Perano в Кьянти Классико в 2017 году.

Недавно президент семейного холдинга Ламберто Фрескобальди представил флагманские вина из этих хозяйств на онлайн-дегустации. В нее вошли Leonia Pomino Brut 2016, Aurea Gran Rose 2018, Nipozzano Vecchie Viti Chianti Rufina Riserva 2016, Tenuta Perano Rialzi Chianti Classico Gran Selezione 2016 и CastelGiocondo Brunello di Montalcino 2015. Дегустация была устроена для ведущих итальянских винных экспертов.

Главное впечатление: каждое вино действительно было лицом своего хозяйства. Если в конце прошлого – начале этого века Frescobaldi скорее делали упор на общий бренд дома, то сейчас каждое хозяйство имеет выраженную индивидуальную стилистику и несет отдельный посыл.

Про красные вина можно сказать больше. Каждое – детище не только своего хозяйства, но и своей винодельческой зоны. Nipozzano Vecchie Viti Chianti Rufina Riserva, Tenuta Perano Rialzi Chianti Classico Gran Selezione и CastelGiocondo Brunello di Montalcino – это показательный дегустационный сет винной Тосканы из зон Кьянти Руфина, Кьянти Классико и Брунелло ди Монтальчино. На его примере можно разбирать природные особенности и винодельческие практики каждой территории.

Leonia Pomino Brut 2016

Поместье Помино – редкий для Тосканы случай, когда виноделием занимаются практически в горных условиях. Лозы растут на склонах Апеннин на высоте 700 метров над уровнем моря. С середины XIX века в поместье культивируют французские сорта, включая Шардоне и Пино Неро. C 2011 года их используют для выпуска игристого вина по классическому методу Leonia Pomino Brut.

– Мы хотели получить вино с очень тонкими пузырьками, – вспоминает Ламберто.

При производстве базовых вин Шардоне ферментируют в стальных чанах, а Пино Неро – в деревянных. Базовые вина не проходят яблочно-молочного брожения. Важной особенностью является использование резервного вина, которое в конечном ассамбляже занимает 15%.

Vino di riserva дает тот дополнительный уровень сложности в ароматах и вкусе, который демонстрирует конечное вино в бутылке, – говорит Ламберто.

Вино выдерживают на осадке четыре года. Дегоржаж проводят сразу для 80% вина, остальные 20% – несколько месяцев позже. Leonia Brut 2016 уже дегоржировано на 80%, остальное будет сделано в сентябре этого года. Для укупорки используют пробку Diam.

– Мы перепробовали разные пробки и вот уже как два года используем Diam. Она очень нейтральная. Мы переняли ее от Moet Hennessy после того, как французы обнародовали свои исследования пробок. В Moet Hennessy работает моя дочь, что оказалось на руку, – делится Ламберто.

Как брют Leonia Pomino имеет невысокое содержание остаточного сахара, порядка 5 граммов на литр. В 2016 году было выпущено 65 000 бутылок.

Сейчас это игристое вино продают в основном в Италии. Интерес к нему начали проявлять некоторые международные рынки: хорошие заказы приходят из Дании и Японии.

Как подчеркивает Ламберто, Leonia Pomino выпускают с расчетом на выдержку. Со временем вино эволюционирует в сторону большей сложности.

Тонкий перляж. Широкие ароматы сладкой пудры, сирени, белых яблок, персиков. Вкус средней плотности, со сложностью, глубиной и богатством. Хороший драйв кислотности и минеральности. Стойкое объемное минеральное послевкусие. Гастрономичное игристое, требующее еды. 90

Aurea Gran Rose 2018

Это розовое вино из Мареммы, впервые сделанное в 2016 году, уже покорило Италию как самое изысканное (и дорогое) итальянское розе, которое в состоянии соперничать с топовыми провансальскими винами.

Фрескобальди пришли в Маремму, а именно в Мальяно, в 1997 году, где купили ферму с виноградниками в местечке Санта Мария.

– Почему мы пришли в Маремму? Потому что у нас было желание расти. В Кьянти земли для посадок закрыты. Маремма – девственная территория. Она ближе к Риму, чем ко Флоренции. Постепенно Маремма становится территорией, позволяющей выпускать выдающиеся вина из Сиры и Верментино, – говорит Ламберто.

В 1999 году были приобретены земли, где теперь находится винодельня Tenuta Ammiraglia. Виноградники в Аммиралье были посажены в 2001 году на склонах на высоте 330 метров.

– В 2006 году мы начали выпускать вина из сорта Сира – вина с огромными мускулами, суперконцентрированные. Производство продолжалось до 2013 года. Потом в какой-то момент мы посмотрели на себя в зеркало и спросили: «Куда мы идем?»

В это время в Аммиралье уже был налажен выпуск розового вина Alie. Оно имело определенный успех, однако амбицией Фрескобальди было создание иного, серьезного розе, которое бы выходило в продажу после года выдержки.

– Несколько лет назад я был в гостях у приятеля, которого зовут Саша Лишин. Мы дегустировали его розе Garrus, которое стоит 50 евро. Тогда пришло понимание, что если ты хочешь сделать хорошее розе, то делать его надо хорошо. Никакого кровопускания. Раньше мы делали вина по технике кровопускания, но они были честными – кислотными и танинными.

– В Италии мы привыкли выпускать розовые вина на раз-два. В 2016 году нам было страшно. Представьте, мы делаем бленд из сортов Сира и Верментино, но нам надо ждать еще год, потому что в бленд добавляется резервное вино. Мы уже умело используем резервное вино для игристого Leonia Pomino, а тут начали подобную практику для розе, – объясняет Ламберто.

После сбора урожая Сиру отправляют под пресс цельными ягодами. Пресс работает за счет инертного газа и не допускает окисления сусла. Цвет сусла получается очень светлым. Сусло сразу, без мацерации, переливают в тонно объемом 600 литров, где оно выдерживается восемь месяцев. Между тем Верментино, чья доля в бленде составляет 15-20%, играет очень важную роль. Виноград собирают в два захода. Один раз, когда он только поспел, второй – когда он вот-вот перезреет. Партия хорошо созревшего Верментино после отжима подвергается мацерации. Верментино, как и Сира, бродит и выдерживается в дубе. Во время финального ассамбляжа добавляют 10% резервного вина из Сиры предыдущего урожая, которое соответственно выдерживалось еще год.

– Сира дает вину свежесть, воздушность, привлекательность. Верментино в этом случае отвечает за богатство, он дает плотность вкусу, – подчеркивает Ламберто.

Винтаж-2016 был первым, экспериментальным, но в продажу его не выпустили. Aurea Gran Rose 2017 дебютировало в прошлом году в Милане.

– Когда мы впервые представаляли Aurea Gran Rose 2017, то давали попробовать и вино 2016 года, хотя оно не продается. Шестнадцатый, с лишним годом выдержки, был великолепным. Одно из наших посланий: не бойтесь выдерживать Aurea Gran Rose 3-4 года. Запаситесь терпением. Только что вышедшее Aurea Gran Rose 2018 лучше не трогать до конца года, – говорит Ламберто.

Очень бледный цвет розовой пудры. Глубина и фокус в сложных ароматах, которые при этом ощущаются воздушными. Мята и ароматные травы, клубника и красная вишня, белая смородина и сладкая пудра. Изысканный по своей элегантности вкус – полный, но свежий и утонченный. Вместе с фруктовыми тонами слышны минеральность, карамельность, легкая ваниль, которые еще не успели вплестить во вкусовое полотно. Продолжительное, выразительное послевкусие с легими древесными и пряными нотами. Требуется выдержка, чтобы увидеть завершенный характер вина. 93+

Nipozzano Vecchie Viti Chianti Rufina Riserva 2016

Nipozzano в Руфине – родовое гнездо и эмблематичное винодельческое хозяйство Фрескобальди.

– Для нас это место истории. Нипоццано было первым хозяйством, где отец начал пересаживать виноградники в 1960-1970-е годы. Тогда он хотел высаживать сорта блоками и сильно ругался с провинциальными властями, которые финансировали пересадку, но хотели видеть смешанные посадки по старой традиции Кьянти. Я присоединился в 1999 году. Некоторые виноградники снова были пересажены, на этот раз с плотностью 5 000 лоз на гектар, – рассказывает Ламберто.

В Нипоццано есть один старый, но достаточно важный участок, где виноград всегда поспевает позднее. Имея длинные корни, лозы хорошо справляются с жаркими, засушливыми годами, каким был 2011-й.

– В ноябре 2011 года, то есть полтора месяца после урожая, мы с Николо (Николо д’Аффлитто, технический директор Frescobaldi, – прим. автора) дегустировали вина из чанов, которые идут на производство Nipozzano. Вино со старого блока было чертовски хорошим. Мы с Николо посмотрели друг на друга. Что будем делать?

Так с урожаем-2011 родилоось Nipozzano Vecchie Viti Chianti Rufina Riserva. В том году случилось еще одно важное событие. В Нипоццано вернулись к большим бочкам для выдержки вина. Ботти объемом 30 гектолитров заказывают в Австрии.

– Помню, как мы покупали первые десять бочек. Цена была шестизначной. После апокалиптических переговоров бондарня округлила цену на 25 евро, – смеется Ламберто.

Санджовезе, естественно, является основой Nipozzano Vecchie Viti Chianti Rufina Riserva. Его приправляют тосканскими сортами Мальвазия Нера, Колорино и Канайоло, чья общая доля в бленде составляет 15%. Вино выдерживают 24 месяца в больших дубовых бочках.

– Винтаж-2016 дает большое удовлетворение. Алкоголь ниже 13,5%, вино свежее, сбалансированное и имеет большое будущее, – отмечает Ламберто.

Темно-рубиновый, но прозрачный цвет. Открытые, стильные, гладкие ароматы. Плотное, при этом изысканное полотно переливается тонами сладкой темной сливы, темной вишни, приятными нюансами лакрицы и гвоздики. Вкус приподнятый, он в первую очередь радует свежестью. Плотные тона фруктов, ароматных трав, какао. Отличная бархатная текстура молодых, сильных танинов. Длинное послевкусие. Самодостаточное, гармоничное вино с потенциалом выдержки в несколько десятков лет. 95

Tenuta Perano Rialzi Chianti Classico Gran Selezione 2016

Поместье Перано в Кьянти Классико принадлежит Фрескобальди с 2017 года, но охота за ним была очень долгой. В 2014 году виноградники были наконец взяты в аренду, а осенью 2017 перешли в полное владение Фрескобальди.

– Это поместье всегда было в моем сердце. Когда в 2014 году появилась возможность сюда прийти, мы немедленно это сделали, – отмечает Ламберто.

Кьянти Классико для Фрескобальди означает территорию трех исторических коммун. Одна из них – Гайоле, где расположена Тенута Перано.

– Мне очень нравится, что виноградники выходят на юг. Здесь очень высоко, 550 метров над уровнем моря, но экспозиция южная. Виноградники амфитеатром растут на крутых склонах, – уточняет Ламберто.

Если Vecchie Viti в Нипоццано – это бленд, как предписывают традиции Кьянти, то Rialzi в Перано – исключительно Санджовезе.

– В моем понимании категория гран селеционе – это выражение отдельного виноградника и одного сорта. Это как раз случай Rialzi. Не думаю, что так проще. Наоборот, доносить суть таких вин сложнее, – считает Ламберто.

Rialzi Chianti Classico Gran Selezione 2016 – второй релиз этого вина. Впервые оно было выпущено в свет с урожаем 2015 года. Предыдущий урожай 2014 года, первый для Фрескобальди, не имел нужного качества и не был бутилирован.

– Через десять лет, когда мы откроем бутылки Риальци десяти винтажей, мы увидим, насколько оно имеет свою идентичность. В мире много очень хороших вин, но нас интересует не только то, чтобы оно было хорошим, но и чтобы оно отличалось индивидуальным характером, – указывает Ламберто.

Изящное, гибкое и приподнятое, с внутренней силой, как балерина. Вино совершенно другого стиля, чем Нипоццано Веккие Вити. Танцующие ароматы сливы и вишни, нюансы фиалок и пионов, ванили и сладкой древесины. Сила и эфемерность продолжаются во вкусе. Темные фрукты, тонкая минеральность и свежесть. Тонкозернистые танины. Стойкий финал с нюансами шоколада. На долгую выдержку. 94

CastelGiocondo Brunello di Montalcino 2015

CastelGiocondo – одно из крупнейших хозяйств в Монтальчино. Земли простираются на тысячу гектаров. Витторио Фрескобальди, отец Ламберто, приобрел его в 1974 году. Ламберто, которому тогда было десять лет, хорошо помнит, как он в тот год проводил время в КастельДжококондо.

– Для меня самым необыкновенным человеком был управляющий Пангель. У него был Фольксваген «Жук». Когда отец уходил работать, мы с управляющим колесили по поместью. В день наматывали по двести километров, – с улыбкой рассказывает Ламберто.

Часть виноградников уже имелась. Также брали виноград у других крестьян, но их виноградники было сложно контролировать.

– Сейчас вина CastelGiocondo целиком производятся и бутилируются в поместье. Все виноградники находятся под нашим контролем. С 2008 года мы контролируем всех и вся, – говорит Ламберто.

КастельДжокондо находится к юго-западу от Монтальчино. Виноградники занимают более 200 гектаров. Посадки начинаются на высоте 220 метров над уровнем моря на тяжелых глинистых почвах, где, по выражению Ламберто, выпускают «более, чем приличное» россо ди Монтальчино, и поднимаются до 430 метров, где производство сосредоточено на брунелло ризерва Ripe al Convento.

Как и некоторые другие производители Монтальчино, КастельДжокондо одно время гналось за высокой экстракцией. Сейчас этот период позади. Брунелло проходит 20-дневную ферментацию-мацерацию, затем выдерживается 24 месяца в дубовых бочках большого размера, после чего проводит 1,5 года в цементных чанах и, наконец, еще год в бутылках.

– Мне нравится выразительное присутствие фруктов в ароматах. Это печать КастельДжокондо. Фруктовость яркая, несмотря на то, что вино проводит много времени в бочках, – отмечает Ламберто.

Прозрачный вишневый цвет с легким гранатом по ободу. Чистые, насыщенные ароматы представлены энергичным облаком сладкой вишни, средиземноморской поросли и бальзамических тонов. Богатый, свежий, экспрессивный вкус с доминантой темных фруктов, шоколада и табака. Длинные обволакивающие танины собраны в структуру, рассчитанную на долгую жизнь. Щедрый финал с нюансами гвоздики. 92


Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~tZ86R
  • Вина Этны: южные склоны


    Белые и красные вина на мастер-классе Le Contrade dell’Etna