Пальменто

6 Февраля 2014

Книга о сицилийской винной одиссее


«ПАЛЬМЕНТО» ТАК ВЫГЛЯДИТ ПАЛЬМЕНТО

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: Amazon, spaziovino.com


«Пальменто» – очень символичное название книги Роберта Камуто. Пальменто представляет собой традиционную на Сицилии винодельню с гигантским деревянным прессом и открытыми прямоугольными чанами, сложенными из камня. В нашу эпоху высоких технологий и гигиенических нормативов Евросоюза пальменто, исправно служившие на протяжении веков, оказались вне моды и закона. Большинство из них теперь заброшены. Они превратились в печальные монументы сицилийского виноделия с его богатейшей историей и крайностями. Сицилия живет в эпоху перемен.

Американец Роберт Камуто исследует современную винную Сицилию, но новое на этом острове часто оказывается небрежно позабытым, обыденно продолжающимся или даже до неузнаваемости измененным старым. Можно ли назвать заслугой использование амфор на трендовых винодельнях, если это уже делали древние греки две с лишним тысячи лет назад? Или раздавать похвалы виноделам, работающим с автохтонными сортами, если на Сицилии свой виноград растет на протяжении многих столетий? Или причислять к героям тех, кто сейчас «покоряет» Этну, если там до сих пор живут и здравствуют виноградники их прадедов?

Сицилийская одиссея Роберта Камуто длится больше года, начиная с зимы-2008. Отражая временную канву, книга разделена на четыре сезона, к которым добавлено заключительное путешествие в новом году. Камуто избегает банального описания сезонных винодельческих работ. Времена года – это фон для того, чтобы исследовать многочисленные места, характеры виноделов и их ценности, кухню и природу и миллион разных мелочей, из которых складываются настоящие истории вина.

Параллельно с виноделием в «Пальменто» затрагиваются глубинные вопросы, касающиеся самоопределения Сицилии. Связи между настоящим и прошлым, как и между свободой и порядком, индивидуализмом и социальными нравами на этом острове слишком неоднозначны. «На Сицилии маленькие законы жизни и чувство порядка – давайте назовем их «ограничениями» – не столько нарушаются, сколько просто игнорируются». Вот и мафия больше не стреляет на улицах, но она по-прежнему калечит жизни людей, как это недавно случилось с владельцами старого палермитанского ресторана Antica Focacceria San Francesco.

События, описанные в книге, связаны с разными точками на карте – от Марсалы и Палермо до Этны и Пантеллерии. Камуто выбирает винодельни и героев независимо от их положения в сицилийской винной иерархии. Главное – им есть что рассказать и показать.

Старые аристократы Таска д’Альмерита сохранили и расширяют свои обширные поместья, потому что они, по словам графа Лучио, «всегда работали». Между тем кооператив Placido Rizzotto работает на землях, отвоеванных антимафиозным движением. Поколение молодых энтузиастов, таких как Арианна Оккипинти и Альберто Грачи, сделали виноделие осознанным выбором. Но на Сицилии работают и чужеземцы, начиная с итальянцев, пришедших с «большой земли», и заканчивая иностранцами от Японии до Америки. Есть и «звездные» винные владельцы – певец Мик Хакнелл из Simply Red и французская актриса Кароль Буке. Смешение наций, культур, интересов всегда было частью сицилийской жизни, причем не только винной.

Хотя автор уделяет достаточно внимания виноделам по всему острову, его безудержно тянет на Этну. Сейчас это самое экстремальное и эксцентричное место для выпуска вина на Сицилии. В главах, связанных с Этной, фигурируют яркие и часто противоречивые персонажи. Камуто встречается с энологом Сальво Фоти 
– защитником традиционных сортов и виноградников на Этне и пионером нового винного качества. Между тем итало-американец Андреа Франкетти, известный по Tenuta Trinoro в Тоскане, пытается усмирить вулкан на свой нрав, сажая французские сорта. Бельгиец Франк Корнелиссен, вина которого стали культом, имеет свои, крайне оригинальные взгляды и выпускает вина, от которых никогда не знаешь, что ожидать.

Кульминация книги тоже случается на Этне, в невообразимом пальменто у крестьянина Пьетро Крими. Пьетро делает незатейливое вино для себя и друзей, как это делали испокон веков. Он называет его космическим, но именно оно ближе всего стоит к земному предназначению вина. Быть выпитым в компании, дарить удовольствие, без ритуалов и помпезностей.

«Я думал о месяцах, проведенных в путешествиях от одного конца Сицилии к другому. О винодельнях, лозах, вертолетах, аристократах, предпринимателях и иностранцах. Но в конце концов я оказался с человеком, который в тот момент казался мудрее всех остальных», – говорит автор.

Сицилийское виноделие живет XXI веком, но сицилийся винная душа навсегда будет связана с пальменто. Книга Роберта Камуто помогает понять эту душу.

Хроники написаны блестящим слогом. Роберт Камуто удачно обогащает повествование итальянскими словами, но в одном месте они его подвели. “Belezza di lavorare” (красота работы) из уст графа Таска д’Альмерита нечаянно превратилась в “belezza di lavare” (красота мытья). К счастью, в скобках эта фраза по-английски переведена верно. В остальном «Пальменто» – это
, на наш взгляд, самая захватывающая винная книга о Сицилии последних лет.

“Palmento” Robert V. Camuto (2010), University of Nebraska Press, на английском языке, $22.46 (amazon.com)


ПО ТЕМЕ:
Регион СИЦИЛИЯ
Блог издателя ПОД ПРИЦЕЛОМ ПАЛЕРМО



Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~aNSFt
  • Джакомо Такис и свет Галилея


    Посвящение отцу современного виноделия Италии