Семейный стиль Лунелли

2 Апреля 2019

Дегустация-вояж по Tenute Lunelli в компании Алессандро Лунелли и Луки Д’Аттомы


АЛЕССАНДРО ЛУНЕЛЛИ И ЛУКА Д’АТТОМА

Текст: Элеонора Скоулз
Фото: spaziovino.com

Говорим семья Лунелли, подразумеваем игристые вина Ferrari. Хотя Ferrari, с его почти 120-летней историей, действительно стал венценосным брендом семьи, последние тридцать лет Лунелли выпускают белые и красные вина, не имеющие отношения к игристому производству. Их география покрывает Трентино, Тоскану и Умбрию. С недавних пор в производство вовлечен консультант Лука Д’Аттома. Зачем Лунелли открыли три хозяйства, что происходит сейчас, какие вина не пропустить – об этом была недавняя дегустация в Милане. Ее вели первые лица Tenute Lunelli – управляющий Алессандро Лунелли и консультант Лука Д’Аттома.

– Мы решили создать Tenute Lunelli, чтобы через тихие вина рассказать наш семейный стиль, примененный к разным территориям, – сразу пояснил Алессандро Лунелли.

– Есть поезда быстрые и удобные. Tenute Lunelli дали мне возможность сесть на такой поезд, – иносказательно начал Лука Д’Аттома. Консультант, в арсенале которого есть 100-балльные вина, начал работать хозяйствами Лунелли в Тоскане и Умбрии пять лет назад.

Сотрудничество между «трентинским энтузиастом, сошедшим в центр Италии, и тосканской скалой», как Алессандро назвал себя и Луку, кажется, приносит удовольствие обеим сторонам. Дегустация проходила энергично, была пересыпана шутливыми репликами то Луки, то Алессандро. Вести себя так раскованно можно, только будучи совершенно уверенными в качестве вин. Качество было.

На лого Tenute Lunelli изображены три луны. Их не задумывали связывать с фамилией Лунелли. Многие вина проходят долгую выдержку: луны подчеркивают проход времени. Они же связаны с историей появления хозяйств.

В Трентино, где Лунелли выпускают игристые вина Ferrari, производство тихих вин началось более тридцати лет назад. Шардоне и Пино Неро – типичные сорта игристых вин по классическому методу. Лунели решили дать им новую интерпретацию через тихие вина в 1987 году. Новый ассортимент должен был иметь название, отличное от Ferrari. Так начался проект Tenuta Margon – первый из трех, образовавших Tenute Lunelli. За ним последовали Tenuta Podernovo в Тоскане и Tenuta Castelbuono в Умбрии.

Создание Tenute Lunelli преследовало две основных цели. Одна – донести через вина типичность, уникальность места производства, истинный характер сортов на земле, где они растут. Вторая цель – применить «свою руку», придать винам семейный стиль, который бы мог объединить непохожие территории и сорта.

– Раз у вас в понедельник утром есть желание дегустировать вина, значит у вас есть желание быть частью культуры. Вино – радость жизни, особенно у итальянцев, которые любят жить красиво. Мы говорим о серьезных винах, связанных с прекрасной средой,– говорил Алессандро.

Tenuta Margon с ее ренессансной виллой XVI века, расписанной фресками, воплощает такую красоту в Трентино. Винодельня Tenuta Castelbuono в Умбрии построена по проекту Арнальдо Помодоро. В Тоскане была восстановлена старая ферма, где вместе с винодельней Tenuta Podernovo открыт агритуризмо. Гости вознаграждены восхитительной панорамой виноградников в 360 градусов.

– Нам нравится, чтобы внутри бутылки было хорошо, а снаружи красиво.

Хозяйства управляются общей структурой Tenute Lunelli, но каждое сохраняет свою индивидуальность. Посыл начинается с логотипов. Tenuta Margon представлена стилизованным изображением, взятым с фрески виллы. Символом Tenuta Podernovo является окаменевшая ракушка, какими богаты почвы хозяйства. Черепаха как воплощение архитектурного проекта Арнальдо Помодоро представляет Tenuta Castelbuono.

Tenuta Margon

Вилла Маргон, жемчужина Ренессанса в горах Трентино, окольцована виноградниками. Их пятнадцать гектаров. Растут здесь Шардоне и Пино Неро. В хозяйстве есть и другие участки, неизменно посаженные на горных склонах. Это означает высоту от 350 до 750 метров. Чем выше участок, тем более экстремальны условия. Резко падает урожайность, но повышается концентрация веществ, особенно ароматических.

– Шел 1987-й. Мне тогда не было даже десяти лет. Мой отец Мауро, который к тому времени создал весь ассортимент Ferrari, ухватился за возможность сделать тихое вино в этот великолепный винтаж. Так родилось первое вино Tenute Lunelli, – рассказывал Алессандро.

Виноградники находятся на западе Трентино, где склоны получают утреннее солнце. Благодаря такому расположению и высотам урожай имеет кислотность и ароматы, которые невозможно получить внизу в долине.

Исторически Шардоне в Трентино является ведущим сортом производства игристых вин. Сегодня Шардоне – сорт, который лучше всего представляет регион. Тихие вина из Шардоне в Трентино могут иметь хороший потенциал к выдержке. Это хотят показать Лунелли своим вином.

В Трентино за виноделие отвечают Марчелло Лунелли и Рубен Ларентис, технический директор, работающий в компании более тридцати лет.

Tenute Lunelli tasting 1

На дегустации открыли Villa Margon Trentino Chardonnay 2016 – вино с выдержкой в стали и частично в дубе в течение 10-12 месяцев, плюс с таким же сроком выдержки в бутылках.

Гладкое и породистое, вино превосходного винтажа открывалось насыщенными тонами ванильной коробочки, несладкой карамели, древесины. Со временем они расходились, уступая место нюансам трав, мяты, яблока, цитрусов. Структурный вкус на широкой основе был замечательно уравновешен и оканчивался длинным послевкусием с нюансами прополиса и известняковой минеральности.

– Наши белые вина бросают вызов времени. Мы это сделали с игристыми Ferrari, и теперь делаем это с Tenuta Margon Chardonnay. Италия в состоянии выпускать долгоживующие белые вина, – убежденно говорил Алессандро.

– Когда мы говорим о семейном стиле, ключевым для нас словом является гармония, – продолжал он. – Это как с оркестром. Если взять бокал с вином, который в этом случае можно представить как набор инструментов, мы слышим ноты – цитрусы, грейпфрут, обожженная древесина, – но они выступают цельной мелодией.

– Среди вкусовых характеристик шардоне в Трентино мы выделяем яблоки, цитрусы, грейпфрут. Тон грейпфрута обычно связывают с совиньон бланом, но, очевидно, что в этом вине его ни капли. Разные районы производства могут привносить в вина неожиданные оттенки вкуса. Таким является грейпфрут в нашем трентинском шардоне.

– Я живу в Тоскане, но Трентино – безусловно, лучший регион для Шардоне в Италии, – заметил Лука Д’Аттома.

Tenuta Podernovo

Шел год 1999-й. На переломе тысячелетий семье Лунелли хотелось новизны. К тому же было бы неплохо отметить чем-то особенным приближавшееся столетие Ferrari. Кто-то из членов семьи задал вопрос: «Почему бы нам не выпрыгнуть из Трентино?»

Старый друг семьи Коррадо Дал Пиац, с которым Мауро Лунелли сидел за одной партой в школе, предложил воспользоваться возможностью в Тоскане. Хозяйства как такового не было, но был виноградник на холме, где давно делали вино.

– Мы решили восстановить виноградник через массальную селекцию, размножить имевшийся Санджовезе и основать наше первое хозяйство за пределами Трентино, – вспоминал Алессандро.

Так родилась Tenuta Podernovo. Работу сосредоточили на сорте Санджовезе. На его основе были созданы два вина – Teuto и Aliotto. Вина получили международный флер за счет Мерло и Каберне, что оправдывалось близким расположением к Тосканскому побережью.

Виноградники Tenuta Podernovo спускаются с вершины холма, обхватывая все склоны. Выбор виноградников следует движению солнца. На западе высажен Мерло, на севере и северо-востоке – Каберне, а на востоке и юге – Санджовезе.

Природа – типично тосканская. Хозяйство находится в тридцати километрах от побережья Болгери, но море отложило большой отпечаток на характер почв. На виноградниках то и дело попадаются окаменевшие ракушки. Три-пять милллионов лет назад эта часть суши была морским дном. Гуляя по виноградникам, можно найти десятки фрагментов или даже цельных ракушек. Неглубоко под землей залегает минеральный слой, который влияет на вкусовые характеристики винограда.

Поскольку Tenuta Podernovo специализируется на красных винах, то всегда актуален вопрос выбора бочек. В Трентино семья Лунелли привыкла работать с маленькими бочками. В Тоскане парк бочек пришлось разнообразить – от барриков до больших ботти объемом 20-30 гектолитров, в соответствии с предпочтениями каждого сорта.

Tenute Lunelli tasting 2

На дегустацию привезли Teuto Costa Toscana 2015 – бленд Санджовезе (65%), Мерло (30%) и Каберне Совиньона (5%). Санджовезе и Мерло выдерживают в тонно и ботти, Каберне – в барриках. Вино округлое и непосредственное, оно привлекает чистотой ароматов спелой красной вишни, приправленной лавром и специями. Сочный вкус, тосканский по сути, мягкие танины, приятное послевкусие с нюансами какао.

– Виноградники входят в зону IGT Costa Toscana. Хозяйство отделено от моря двумя грядами холмов, поэтому культивирование Санджовезе здесь вполне закономерно. Район непохож на другие тосканские зоны, специализирующиеся на Санджовезе. Почвенный слой тонкий, он состоит из ила и глины, в нем много морских отложений. Здесь вы не найдете мускулистых вин. Да, они с телом, но при этом сочные, приятные и гастрономичные, – пояснил Лука Д’Аттома.

– Хотя Teuto – бленд, вы видите, что он уважает «санджовезистость».

На производство Teuto идет лучший урожай хозяйства. Для его отбора применяют – наряду с традиционным виноградарским опытом – инновационные оптические технологии AnimaVitis. Они измеряют отражение солнечных лучей от виноградных листьев. По этим измерениям можно понять состояние лоз и качественный потенциал урожая. Это помогает дальше управлять производством, например, решать, как вести мацерацию.

Tenute Lunelli tasting 3

Вторым вином из Tenuta Podernovo было недавно дебютировавшее Auritea Costa Toscana Cabernet Franc 2015. Это 100% Каберне Фран, с выдержкой 18 месяцев в барриках и 12 – в бутылках. Обволакивающие, почти бархатистые, магические ароматы темных фруктов, восточных специй и листвы. Свежий, благородный вкус, богатый и одновременно элегантный. Сильная и пока молодая бархатная танинная структура. Неотпускающее послевкусие. В Tenute Lunelli зажглась настоящая звезда.

Идею создать вино из Каберне Франа подал Лука Д’Аттома. Семья Лунелли рискнула пойти на эксперимент. Урожай поступает с виноградника Olmo, производство ограниченное.

– Каберне Фран присутствует в Тоскане со времен Медичи, так что для нас это не новый виноград. Сорт чутко реагирует на условия местности – почвы, климат, – рассказывал Лука.

– В девяностые сорт «убивали», делая из него мощные вина. А ведь при правильном обращении сорт выводит вперед элегантность. У него более тонкие танины, менее насыщенный цвет по сравнению с Каберне Совиньоном. Это то, что мы хотим, – делился Алессандро.

Tenuta Castelbuono

Tenuta Castelbuono находится в Умбрии, в Монтефалько. Хотя Умбрия, как и Тоскана, относится к Центральной Италии, расстояние между тосканским и умбрийским хозяйствами немаленькое. Дорога на машине занимает три часа.

– Мы перебираемся с Тосканского побережья, с земель, богатых известняком, в глубинку. Умбрия, сердце Италии, отстоит далеко от моря. Это единственный регион в Центральной и Южной Италии, не имеющий выхода к морю. Климат более континентальный, почвы – глинистые. Здесь чувствуется как летняя жара, так и зимний холод, – представлял Умбрию Алессандро.

Желание семьи Лунелли открыть винодельню в Умбрии началось с любви к Сагрантино. Это очень сложный виноград. Он созревает поздно, поэтому сталкивается со всеми трудностями, сопровождающими поздние сорта. Виноград имеет очень высокую концентрацию веществ, с которой нужно уметь обращаться во время производства вина.

– Сагрантино – как породистый жеребец. Его нужно объездить. Он может быть быстрым скакуном, но его надо тренировать, чтобы он скакал хорошо. Сагрантино имеет большой потенциал ароматов и вкусов, сильное тело, потрясающее долголетие. Другими словами, он дает выдающееся вино. Его можно «позабыть» в погребе. Когда моя дочь, которой сейчас шесть лет, получит высшее образование, я ей скажу: «Вот, я оставил тебе бутылку 10-15 лет назад, давай теперь ее попробуем», – говорил Алессандро.

Джино Лунелли, дядя Алессандро, решил не ограничиваться просто выпуском вина. Он захотел облечь производство в красивую «емкость». Семья привлекла давнего друга, маэстро Арнальдо Помодоро. На предложение создать винодельню Помодоро ответил, что он всего лишь скульптор, но может попробовать сымпровизировать. Так появилась винодельня Carapace.

– Спуститься в баррикайю на винодельне – не просто любоваться бочками с вином. Это место напоминает небо. Помодоро назвал центральную лестницу, ведущую вниз, зиккурат, и сказал, что он создал небо под землей.

Вина Tenuta Castelbuono относятся к зонам Монтефалько. Первым на дегустации представили Lampante Montefalco Rosso Riserva 2015 (Санджовезе 70%, Сагрантино 15%, Каберне и Мерло 15%). Широкие ароматы темных лесных ягод с приятной волной мяты, бальзамика и легкой хвои. Тельный, статичный, богатый вкус, темные фрукты и шоколад. Сильные танины.

– Lampante – что дротик, помечающий территорию, – считает Алессандро. – Вино выпускают из отборного урожая, также используя технологии AnimaVitis.

– В Монтефалько почвы глинистые, глубокие, дают вина с сильным характером. Танины в вине сильные, но рецепторы их воспрнимают легко. Несмотря на то, что сейчас утро, это вино легко дегустировать. Хотя, конечно, умбрийские вина воспринимаются еще лучше с едой, – отметил Лука.

Tenute Lunelli tasting 4

В завершение подали два урожая Carapace Montefalco Sagrantino 2010 и 2015, в магнумах.

По совету Луки Д’Аттомы первым дегустировали более зрелое вино 2010 года. Красные фрукты, черника, засушенная лаванда и травы, лакрица и гудрон в элегантных ароматах. Вкус льется тонами синих ягод, после чего появляются чистящие, хваткие танины.

– Винтаж был прохладный, дождливый. Он дал вина свежие, вертикальные, – указывал Лука.

Монтефалько Сагрантино 2015 имело гладкий, расцвеченный нюансами фиалок и лаванды, черники и сливы аромат. Вкус, с удивительно чистыми фруктами, был на заднем плане поддержан сильными, структурными, но не монолитными танинами. Очень длинный финал. Вино, несущее удовольствие уже сейчас.

– Винтаж 2015 великолепен. По правилам вина выходят в продажу через четыре года. Он только что появился на рынке. Montefalco Sagrantino – как наше Ferrari Perle. Я его пью, когда вино выходит на рынок, но также закладываю несколько бутылок в погреб, чтобы открыть их через десять лет. Так и наш Sagrantino Montefalco. Я хочу, чтобы вы увидели, что его можно пить и сейчас, – убежденно говорил Алессандро.

Сагрантино в хозяйстве поначалу сбраживали в стали и выдерживали в больших бочках. Лука Д’Аттома попробовал изменить схему винификации. Теперь она проходит тремя путями – в стали, дереве (конусообразные чаны объемом 1 000 литров) и небольшая часть – в терракоте. Попробовав терракотовые сосуды разных форм – более узкие амфоры и более пузатые орчи – сделали выбор в сторону последних. Начиная с винтажа-2015 Carapace Montefalco Sagrantino винифицирут таким способом.

– Заметьте, что главными здесь являются цветочные ароматы. Фруктовые появляются позже. Танины – просто прелесть, – радовался Лука.

– Наш вояж по Италии окончен. А теперь я вас попрошу поднять бокал с вином – не самым лучшим, потому что это неверное определение, а с вином, которое вам понравилось больше всего, – объявил Алессандро.

Выбор был не из легких. На этот раз я подняла бокал Auritea.



Короткая ссылка на новость: http://www.spaziovino.com/~V58fZ
  • Эрбалуче и Неббиоло от CellaGrande


    Вина Северного Пьемонта с участием Донато Ланати